Автомобили-невидимки без регистрации. Откуда они берутся и чем опасны

Чтобы не платить штрафы с камер, некоторые автовладельцы научились совершать мошенни­ческие действия с регистрацией — камеры фиксируют нарушения, но постанов­ления выписывать некому, поэтому штрафы просто... сгорают! В ГИБДД регулярно устраивают облавы на машины-невидимки, но всех поймать не удаётся. Разбираемся, в чём проблема и как власти собираются её решать.

Невидимки? Это вообще как?!
Недавно в центре Москвы произошло резонансное ДТП с участием блогера. Его виновник ранее 556 раз попадал в поле зрения камер за превышения скорости на величину до 100 км/ч, но штрафов не получал и продолжал ездить безо всяких ограни­чений. В столичном департаменте транспорта рассказали, что только в 2021 году за его машиной значатся 245 превышений скорости на 20–40 км/ч, 104 — на 40–60 км/ч, 48 — на 60–80 км/ч, а также 23 — на 80 км/ч и более.
Штрафы за эти нарушения не выписывали, так как автомобиль ещё в январе был снят с регистраци­онного учёта, что автоматически сделало машину «невидимой» для камер. Однако водитель продолжал эксплуатировать авто­мобиль. И это далеко не единственный случай — прекращение регистрации стало популярным способом избегать штрафов среди тех, кто хочет ездить как заблагорассудится.
Как появляются автомобили-невидимики?
Прекратить регистрацию на собственный автомобиль, конечно, можно — для этого надо записаться на приём в ГИБДД, привезти с собой документы на машину, включая свидетель­ство о регистрации ТС (СТС), и саму машину. После этого необходимо пройти осмотр на площадке, отдать СТС и получить в ПТС отметку о прекращении реги­страции, а также соответ­ствующую справку. Так обычно поступают либо перед отправкой машины на утилизацию, либо для временной приостановки эксплуатации. Ведь ездить на таком автомобиле нельзя — у него больше не будет ни номеров, ни СТС.
Раньше автомобиль снимали с учёта ещё и перед продажей, однако теперь эту процедуру упразднили — по закону, перереги­страцией должен заниматься новый собственник. На что ему даётся 10 суток. До момента постановки на учёт новым владельцем машина продолжает числиться на прежнем собственнике. И именно здесь недобро­совестные водители и обнаружили лазейку, позволяющую им нарушать ПДД, по сути, безнаказанно.
При покупке автомобиля новый собственник намеренно не ставит его на учёт, продолжая ездить со «старыми» номерами, а штрафы за нарушения продолжают выписываться на прежнего владельца. Продавец, который не хочет оплачивать чужие штрафы, обычно в одно­стороннем порядке обращается в ГИБДД с заявле­нием о прекращении регистрации (некоторые делают это в тот же день или на следующий день после сделки). Регистрация останавли­вается, а регистраци­онные знаки и свидетель­ство о регистрации (СТС) объявляются в розыск. Данные об этом попадают в автомати­зированную систему «Поток», и камеры даже начинают отслеживать появление машины на дороге. Однако штрафы на такой автомобиль в автоматическом режиме уже не оформляются — ведь регистрации в ГИБДД у него уже нет и посылать постанов­ления просто некому. Распро­странены также схемы с формальной «продажей» автомобиля родствен­никам или знакомым, когда на автомобиле продолжает ездить его бывший владелец...
Это, безусловно, незаконно, но камера остановить машину не может. А шансы встретить на улицах живого инспектора ГИБДД или нарваться на рейд сейчас невелики. Как минимум, в Москве.
Чем водителям грозит езда без регистрации?
Если фактический владелец ездит на машине с прекращённой регистрацией и его остановит инспектор, то у него сразу изымут СТС и регистраци­онные знаки, а это означает автоматический запрет на эксплуатацию авто­мобиля. Сам водитель на первый раз получит штраф в размере от 500 до 800 рублей за управление транспортным средством, не зарегистриро­ванным в установ­ленном порядке — согласно ч. 1 ст. 12.1 КоАП. И всё.
И как быстро патруль ДПС поймает такую машину-невидимку и сколько штрафов она успеет заработать к этому моменту — предсказать невозможно. При определённом везении на таком автомобиле можно ездить месяцами.
Если же водитель продолжит ездить на незареги­стрированной машине и попадётся повторно в течение года, то наказание будет серьёзнее — штраф 5000 рублей либо лишение прав на срок от месяца до трёх. Кроме того, при повторном задержании машину увезут на штрафстоянку.
Как ещё могут прекратить регистрацию?
Ещё одной причиной для безусловного прекращения регистрации является смерть владельца автомобиля. В таком случае машина достаётся наследникам, которые обязаны перереги­стрировать её на себя. Но лазейка нашлась и тут. Органы ЗАГС не должны разыскивать автомобили умерших и передавать данные в ГИБДД, поэтому наследники либо их доверенные лица часто продолжают ездить по прежним данным с формально действующей регистрацией, а штрафы с камер приходят на покойного. Платить их, само собой, тоже было некому.
Скандал на эту тему впервые разразился год назад, после очередного крупного ДТП. Тогда выяснилось, что машина виновника числилась за умершим ещё в 2014 году человеком, который продал её примерно за полтора года до смерти. Новый владелец не менял регистрацию и ездил как хотел. Только в 2019 году он набрал более 600 штрафов. После того, как история стала резонансной, в Госавто­инспекции отчитались, что наладили более оперативное взаимо­действие с ФНС и стали проводить рейды по выявлению таких авто­мобилей.
Если верить статистике, проблема действительно была масштабной. Как сообщили в МВД, если в 2017 году по причине смерти собственника или ликвидации юрлица прекратили регистрацию 11 247 транспортных средств, в 2018-м — 62 768, а в 2019-м — 75 191, то в 2020 году с учёта принудительно сняли более 700 000 машин только физлиц! Можно представить, сколько штрафных постанов­лений успели за прошлые годы отправить в корзину.
Так почему же машины-невидимки никто не ловит?
Ловить пытаются, но пока не слишком успешно. Проблема в том, что система иденти­фикации и отлова нарушителей ПДД завязана на персональ­ные данные граждан, доступ к которым есть только у право­охранитель­ных органов. Как объяснили коррес­понденту Журнала Авто.ру произво­дители и разра­ботчики дорожных камер, столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) в статусе оператора отвечает только за сбор информации о нарушениях и подозритель­ных авто­мобилях. Камеры действительно с лёгкостью накапливают информацию по опреде­лённому госномеру, а нейросеть даже может отследить перемещения такого автомобиля, но все данные будут обезличены.
Возможности обратиться к базам данных у ЦОДД, как и у других операторов дорожных камер, нет. Поэтому все собранные данные передаются в ГИБДД, где в центрах обработки данных идёт сопостав­ление госномера автомобиля с информацией о его владельце. После чего нарушитель, чья личность установлена, должен получить штраф. Но если машина не зарегистрирована, то схема усложняется.
«Информация об автомобилисте, в том числе и номер его водительского удостоверения, — это секретные данные. Доступ к ним есть у ограни­ченного набора ведомств, в том числе у ГИБДД, — объяснил принцип сбора информации пред­ставитель компании-разработчика «Технологии распозна­вания» Сергей Кусов. — Если данных о владельце в базе нет, то есть машина не зареги­стрирована, то госномер просто распознаётся как некая комбинация букв и цифр, и полицейские (но не операторы камер) должны это видеть».
Но даже сама фиксация такого «ничейного» госномера даёт варианты для реагирования. Например, систему можно легко настроить так, чтобы она собирала все подозритель­ные и непонятные номера в отдельный список, с которым в ГИБДД должны работать особенно пристально. Вот только гоняться за нарушите­лями на дорогах сейчас почти некому.
«Если грубых нарушителей не задер­живают, выходит, их кто-то покрывает. А у ГИБДД после сокращений ещё и не хватает людей для отработки всех сигналов на дорогах. Их ведь почти не встретить, и никто не боится, что их поймают и проверят документы», — уверен Кусов.
Однако ведомство могло бы ловить хотя бы самых отъявленных нарушителей. По словам эксперта, даже если у инспекторов ГИБДД нет возмож­ности гоняться за каждой подозритель­ной машиной в режиме реаль­ного времени, по камерам можно легко определить район, где чаще всего бывает потенци­альный нарушитель, и там устроить засаду. Но запроса на такие данные пока нет.
Кроме того, эксперт напомнил о существовании разрекламиро­ванной ГИБДД системы «Пит-стоп»: она посылает сигналы о проехавших под дорожными камерами нарушителях или должниках дежурящим рядом патрулям. Её же можно было бы исполь­зовать и для отлова машин без регистрации. Но не используют.
Как предлагают бороться с машинами-невидимками?
Не исключено, что авария в столице заставит власти пересмотреть схему взаимо­действия ведомств и упростить некоторые бюро­крати­ческие процедуры. В Госдуме уже обсудили проблему, а ряд депутатов высказались о том, что подобные ситуации недопустимы.
Политик Сергей Миронов (председатель фракции «Справедливая Россия») заявил о необходимости провести проверку работы столичной ГИБДД — в том числе и по подозрению в преступном бездействии. Об этом он написал в своём обращении в Генпрокуратуру после резонансного ДТП.
«Не надо быть пророком и ясновидцем, чтобы понять, что он откупался, давал взятки. Иных оснований, почему этот господин так безнаказанно ездил, нет. В этой связи, я думаю, у Генеральной прокуратуры должны быть очень серьёзные основания для проверки работы в том числе московской ГИБДД», — заявил Сергей Миронов в Госдуме.

Источник: auto.ru

Related Articles

Запрет на перевозку детей в старых автобусах снова перенесли

Академик РАН предрёк Югу России десять лет холодов

Президент РФ подписал закон о приеме в дружинники

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Заголовок страницы Контент сайта