Невидимки? Это вообще как?!
Недавно в центре Москвы произошло резонансное ДТП с участием блогера. Его виновник ранее 556 раз попадал в поле зрения камер за превышения скорости на величину до 100 км/ч, но штрафов не получал и продолжал ездить безо всяких ограничений. В столичном департаменте транспорта рассказали, что только в 2021 году за его машиной значатся 245 превышений скорости на 20–40 км/ч, 104 — на 40–60 км/ч, 48 — на 60–80 км/ч, а также 23 — на 80 км/ч и более.
Штрафы за эти нарушения не выписывали, так как автомобиль ещё в январе был снят с регистрационного учёта, что автоматически сделало машину «невидимой» для камер. Однако водитель продолжал эксплуатировать автомобиль. И это далеко не единственный случай — прекращение регистрации стало популярным способом избегать штрафов среди тех, кто хочет ездить как заблагорассудится.
Как появляются автомобили-невидимики?
Прекратить регистрацию на собственный автомобиль, конечно, можно — для этого надо записаться на приём в ГИБДД, привезти с собой документы на машину, включая свидетельство о регистрации ТС (СТС), и саму машину. После этого необходимо пройти осмотр на площадке, отдать СТС и получить в ПТС отметку о прекращении регистрации, а также соответствующую справку. Так обычно поступают либо перед отправкой машины на утилизацию, либо для временной приостановки эксплуатации. Ведь ездить на таком автомобиле нельзя — у него больше не будет ни номеров, ни СТС.
Раньше автомобиль снимали с учёта ещё и перед продажей, однако теперь эту процедуру упразднили — по закону, перерегистрацией должен заниматься новый собственник. На что ему даётся 10 суток. До момента постановки на учёт новым владельцем машина продолжает числиться на прежнем собственнике. И именно здесь недобросовестные водители и обнаружили лазейку, позволяющую им нарушать ПДД, по сути, безнаказанно.
При покупке автомобиля новый собственник намеренно не ставит его на учёт, продолжая ездить со «старыми» номерами, а штрафы за нарушения продолжают выписываться на прежнего владельца. Продавец, который не хочет оплачивать чужие штрафы, обычно в одностороннем порядке обращается в ГИБДД с заявлением о прекращении регистрации (некоторые делают это в тот же день или на следующий день после сделки). Регистрация останавливается, а регистрационные знаки и свидетельство о регистрации (СТС) объявляются в розыск. Данные об этом попадают в автоматизированную систему «Поток», и камеры даже начинают отслеживать появление машины на дороге. Однако штрафы на такой автомобиль в автоматическом режиме уже не оформляются — ведь регистрации в ГИБДД у него уже нет и посылать постановления просто некому. Распространены также схемы с формальной «продажей» автомобиля родственникам или знакомым, когда на автомобиле продолжает ездить его бывший владелец...
Это, безусловно, незаконно, но камера остановить машину не может. А шансы встретить на улицах живого инспектора ГИБДД или нарваться на рейд сейчас невелики. Как минимум, в Москве.
Чем водителям грозит езда без регистрации?
Если фактический владелец ездит на машине с прекращённой регистрацией и его остановит инспектор, то у него сразу изымут СТС и регистрационные знаки, а это означает автоматический запрет на эксплуатацию автомобиля. Сам водитель на первый раз получит штраф в размере от 500 до 800 рублей за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке — согласно ч. 1 ст. 12.1 КоАП. И всё.
И как быстро патруль ДПС поймает такую машину-невидимку и сколько штрафов она успеет заработать к этому моменту — предсказать невозможно. При определённом везении на таком автомобиле можно ездить месяцами.
Если же водитель продолжит ездить на незарегистрированной машине и попадётся повторно в течение года, то наказание будет серьёзнее — штраф 5000 рублей либо лишение прав на срок от месяца до трёх. Кроме того, при повторном задержании машину увезут на штрафстоянку.
Как ещё могут прекратить регистрацию?
Ещё одной причиной для безусловного прекращения регистрации является смерть владельца автомобиля. В таком случае машина достаётся наследникам, которые обязаны перерегистрировать её на себя. Но лазейка нашлась и тут. Органы ЗАГС не должны разыскивать автомобили умерших и передавать данные в ГИБДД, поэтому наследники либо их доверенные лица часто продолжают ездить по прежним данным с формально действующей регистрацией, а штрафы с камер приходят на покойного. Платить их, само собой, тоже было некому.
Скандал на эту тему впервые разразился год назад, после очередного крупного ДТП. Тогда выяснилось, что машина виновника числилась за умершим ещё в 2014 году человеком, который продал её примерно за полтора года до смерти. Новый владелец не менял регистрацию и ездил как хотел. Только в 2019 году он набрал более 600 штрафов. После того, как история стала резонансной, в Госавтоинспекции отчитались, что наладили более оперативное взаимодействие с ФНС и стали проводить рейды по выявлению таких автомобилей.
Если верить статистике, проблема действительно была масштабной. Как сообщили в МВД, если в 2017 году по причине смерти собственника или ликвидации юрлица прекратили регистрацию 11 247 транспортных средств, в 2018-м — 62 768, а в 2019-м — 75 191, то в 2020 году с учёта принудительно сняли более 700 000 машин только физлиц! Можно представить, сколько штрафных постановлений успели за прошлые годы отправить в корзину.
Так почему же машины-невидимки никто не ловит?
Ловить пытаются, но пока не слишком успешно. Проблема в том, что система идентификации и отлова нарушителей ПДД завязана на персональные данные граждан, доступ к которым есть только у правоохранительных органов. Как объяснили корреспонденту Журнала Авто.ру производители и разработчики дорожных камер, столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) в статусе оператора отвечает только за сбор информации о нарушениях и подозрительных автомобилях. Камеры действительно с лёгкостью накапливают информацию по определённому госномеру, а нейросеть даже может отследить перемещения такого автомобиля, но все данные будут обезличены.
Возможности обратиться к базам данных у ЦОДД, как и у других операторов дорожных камер, нет. Поэтому все собранные данные передаются в ГИБДД, где в центрах обработки данных идёт сопоставление госномера автомобиля с информацией о его владельце. После чего нарушитель, чья личность установлена, должен получить штраф. Но если машина не зарегистрирована, то схема усложняется.
«Информация об автомобилисте, в том числе и номер его водительского удостоверения, — это секретные данные. Доступ к ним есть у ограниченного набора ведомств, в том числе у ГИБДД, — объяснил принцип сбора информации представитель компании-разработчика «Технологии распознавания» Сергей Кусов. — Если данных о владельце в базе нет, то есть машина не зарегистрирована, то госномер просто распознаётся как некая комбинация букв и цифр, и полицейские (но не операторы камер) должны это видеть».
Но даже сама фиксация такого «ничейного» госномера даёт варианты для реагирования. Например, систему можно легко настроить так, чтобы она собирала все подозрительные и непонятные номера в отдельный список, с которым в ГИБДД должны работать особенно пристально. Вот только гоняться за нарушителями на дорогах сейчас почти некому.
«Если грубых нарушителей не задерживают, выходит, их кто-то покрывает. А у ГИБДД после сокращений ещё и не хватает людей для отработки всех сигналов на дорогах. Их ведь почти не встретить, и никто не боится, что их поймают и проверят документы», — уверен Кусов.
Однако ведомство могло бы ловить хотя бы самых отъявленных нарушителей. По словам эксперта, даже если у инспекторов ГИБДД нет возможности гоняться за каждой подозрительной машиной в режиме реального времени, по камерам можно легко определить район, где чаще всего бывает потенциальный нарушитель, и там устроить засаду. Но запроса на такие данные пока нет.
Кроме того, эксперт напомнил о существовании разрекламированной ГИБДД системы «Пит-стоп»: она посылает сигналы о проехавших под дорожными камерами нарушителях или должниках дежурящим рядом патрулям. Её же можно было бы использовать и для отлова машин без регистрации. Но не используют.
Как предлагают бороться с машинами-невидимками?
Не исключено, что авария в столице заставит власти пересмотреть схему взаимодействия ведомств и упростить некоторые бюрократические процедуры. В Госдуме уже обсудили проблему, а ряд депутатов высказались о том, что подобные ситуации недопустимы.
Политик Сергей Миронов (председатель фракции «Справедливая Россия») заявил о необходимости провести проверку работы столичной ГИБДД — в том числе и по подозрению в преступном бездействии. Об этом он написал в своём обращении в Генпрокуратуру после резонансного ДТП.
«Не надо быть пророком и ясновидцем, чтобы понять, что он откупался, давал взятки. Иных оснований, почему этот господин так безнаказанно ездил, нет. В этой связи, я думаю, у Генеральной прокуратуры должны быть очень серьёзные основания для проверки работы в том числе московской ГИБДД», — заявил Сергей Миронов в Госдуме.
Источник: auto.ru