Региональные власти должны учитывать мнение граждан, когда приступят к мероприятиям нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», считают в Минтрансе. В ведомстве разработали методические рекомендации, где указали, какие методы коммуникации необходимо использовать и на каких этапах. Особо отмечено, что без ответа не должны остаться ни один вопрос и предложение от граждан. Продолжать встречаться с жителями, чтобы оценить транспортную инфраструктуру, нужно и после реализации нацпроекта, полагают в министерстве.
Минтранс подготовил проект методических рекомендаций об участии общественности в реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».В документе отмечено, что возможность принять участие в обсуждении программ дорожной деятельности (ПДД) должна быть у всех слоев населения и заинтересованных организаций. Речь об обсуждении региональных мероприятий нацпроекта: строительстве и ремонте дорог, установке камер, отбойников, знаков и светофоров, других мероприятиях.
Обсуждения необходимо организовать на всех этапах работы с программой, указано в проекте. Это предварительная оценка эффективности ПДД, ее разработка и согласование, реализация, оценка этой реализации, а затем и регулярная оценка транспортной инфраструктуры.
Региональным чиновникам также предложен набор инструментов, с помощью которых можно взаимодействовать с общественностью. Помимо традиционных публикаций в СМИ и интернете, распространения брошюр, проведения встреч с гражданами и общественных слушаний, рекомендован метод фокус-групп, открытие общественных приемных и рассылка персональных писем. Если возникнут разногласия или конфликты при обсуждении проектов, необходимо провести согласительные процедуры, указано в документе.
Гражданам «должно быть предоставлено достаточное количество времени», для того чтобы задать местным властям вопросы и внести предложения. В свою очередь, региональные власти и органы местного самоуправления должны их рассмотреть, оценить и ответить каждому, указано в рекомендациях. В методичке также отмечено, что встречи с жителями «должны проводиться в удобное для них время». Например, в вечернее нерабочее (не раньше 18 часов) либо в выходные.
В некоторых регионах России описанные процедуры уже существуют.
Эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин отметил, что сейчас во многих регионах граждане сами объединяются в группы, выкладывают на всеобщее обозрение в соцсети сведения о дорожных проблемах. Соответственно, региональным властям приходится реагировать на это и разбираться с проблемой. Так как все дороги строятся на деньги налогоплательщиков, они имеют право знать о том, какова ситуация в городе или регионе, заключил эксперт.
Региональные власти также могут использовать для коммуникации с гражданами мобильные приложения, считает руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Например, в Москве работает система электронных опросов «Активный гражданин», в которой собираются пожелания и мнения граждан, в том числе по поводу дорог.
В Минтрансе оперативно не ответили на вопрос о том, направлены ли рекомендации в регионы.
В рабочей версии нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» указано, что властям субъектов необходимо довести до нормативного состояния 50,9% региональных дорог к концу 2024 года. Качественные дороги должны обеспечивать «связь центров субъектов» с другими городами региона — «точками экономического роста», «центрами муниципальных районов».
Источник: газета "Известия"