По оврагам Цимлянского района: В поисках потерянной культуры

Одни и те же улицы, дворовые пролеты - кажется все привычным глазу. Рутинность быта закрывает внимание на очевидные, окружающие нас предметы. Стоит лишь раз остановить шаг и окинуть взором пространство, можно разглядеть, что монолитные каменные изваяния имеют свой неповторимый облик, на них проступает потерянная советская культура - мозаичное искусство.

Оно зарождается еще в Древнем мире и как декоративно-прикладное искусство в СССР получает больший рассвет в период так называемого советского модернизма, взявшего курс в 1955 году на устранение излишеств в проектировании и строительстве, по сути, похоронив сталинский ампир.
Во время поездки по Цимлянскому району в мае 2018 года я обнаружил настенные мозаики советской эпохи на 14-ти объектах различного назначения. Судьбы некоторых из них предрешены - исчезнуть под безвкусной внешней отделкой, как на Доме культуры хутора Лозной, или быть сбитой в процессе капитального ремонта, как на Дворце культуры станицы Маркинской. Остальные сыплются от времени и людского безразличия. В этом вина не только граждан, но и местных властей. Из-за финансовой невыгодности для муниципалитетов эти здания не числятся объектами культурного наследия. Установить же авторство мозаик не представляется возможным, потому что архивы Цимлянского района не располагают такой информацией. Но благодаря доброй памяти жителей иногда удается установить, кому принадлежат некоторые прекрасные творения.
Одно из таких полотен расположено на заднем фасаде здания Дома (Дворца) культуры станицы Калининская. В отчете о достижениях за 1966 год председатель совхоза «Большевик» Ковалев небезосновательно считал, что работающий несколько лет Дворец культуры в станице «по архитектурному решению и удобствам. является одним из лучших в области». В настоящее время таким его не назовешь: здание рушится, стены в трещинах, фонтан и скульптуры ломают еще с 90-х годов XX столетия.
К 50-летию советской власти жители Калининской выразили желание запечатлеть образ казачества на Дону. За эту работу взялся Хасан Джашарбекович Аппаков.
По национальности он - карачаевец. Родился в 1938 году. Закончил художественно-графический факультет Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета в Карачаевске. Затем преподавал в школе и профессионально-техническом училище. По состоянию здоровья супруги Хасана Аппакова вынуждены были сменить местность проживания. Так семейство попало в наши края, в Калининскую.
Хасан Аппаков выбрал для своей работы сцену из романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» - сватовство Григория Мелехова и Натальи.
О том, как трудился художник, рассказывает его дочь Светлана Кипкеева:
- На работу над мозаикой было отведено очень мало времени, отцу приходилось работать ночами, спал по три-четыре часа в сутки.
Eго задачей было отобразить жизнь и быт казачества того времени. В своей работе отец представил часть Дона, казачьи курени, плетень с горшками и т.д. А еще изобразил коня рядом с главным героем, без которого казак не считался казаком.
Самым трудным было создать образ Григория. Шолохов в романе пишет, что у него крючковатый орлиный нос и диковатый взгляд, и это надо было отобразить. После множества проб, через трое суток, он остановился на последнем варианте. Одежда на главных героях была скрупулезно подобрана в соответствии с описанием автора романа. Мозаика выполнена из крашеного стекла, основа была загрунтована несколькими слоями. После высыхания густотертой масляной краски мозаику собрал по квадратам на картоне. После нумерации они складывались в отдельные стопки. А когда все панно было выполнено, мастер Аппаков набранные квадраты сажал на густотертую масляную краску, а затем смывал теплой водой весь картон. Работа была трудоемкая по выполнению, зато по праву оценена жителями станицы».
Творение Хасана Аппакова - единственное мозаичное панно в Цимлянском районе, отражающее историю донского казачества. Остальные мозаики несут печать своего времени, советского прошлого: связаны с колхозной и совхозной жизнью (хутор Паршиков, станица Красноярская, поселок Саркел), развитием предприятий и организаций (бывшая ковровая фабрика и турбаза «Чайка» в Цимлянске).
Следует еще отметить, что панно в Калининской, в отличие от других, выложено Хасаном Аппаковым не из керамики, цветных камней или смальты - непрозрачного стекла, изготовленного по специальным технологиям, а из обычного стекла, обработанного собственноручно!
Сейчас Хасан Аппаков проживает на своей родине в Карачаево-Черкесии, в станице Зеленчукской. Eго окружают благодарные дети, внуки, родственники, преданные друзья и просто хорошие знакомые. Пожелаем ему и его семье крепкого здоровья и благополучия!
А современникам в напутствие хочется привести слова академика Д.С. Лихачева: «Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому».
P.S. Автор выражает благодарность С. Кипкеевой (Республика Карачаево-Черкесия), специалистам архива администрации Цимлянского района С.Н. Садымовой и Т.Ф. Кривошлыковой (г. Цимлянск).
P.P.S. На днях от долгой болезни умер Хасан Аппаков.
О.Антонов.

Related Articles

Забыть нельзя, вернуться невозможно... IV

Забыть нельзя, вернуться невозможно... Часть III

Забыть нельзя, вернуться невозможно...

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31