Уроки мужества в яхт-клубе «Дельфин»: буеристы на страже Родины

Спортсмены-буеристы на защите Ленинграда во время Великой Отечественной войны В преддверии Дня Защитника Отечества в яхт-клубе «Дельфин» Центра внешкольной работы Цимлянского района прошли "Уроки мужества", на которых ребята узнали больше о героических подвигах наших соотечественников во время блокады Ленинграда. О войне, о подвигах, о победителях и ветеранах в последнее время говорят часто, но какой вклад в победу сделали спортсмены? Оказывается, немалый. Альпинисты красили и зашивали брезентом купола и шпили зданий Адмиралтейства, Исаакиевского собора и других зданий, которые служили ориентирами для артиллерии и авиации противника. Лыжники успешно участвовали в разведывательных операциях. Яхтсмены, боксеры, борцы, легкоатлеты, конькобежцы, стрелки, яхтсмены…все они ушли на фронт и сражались за Родину.
О том, что такое буерный спорт сейчас знают немногие, даже некоторых яхтсменов удивляет это словосочетание. Однако спортсмены-буеристы внесли огромный вклад в дело обороны Ленинграда и обеспечение функционирования дороги жизни.
Буерный спорт – это одно из направлений парусного спорта, где спортсмены соревнуются на специальных конструкциях (тележках) на коньках, приводимых в движение при помощи паруса. Передвигаются такие конструкции по льду. Есть и летние виды буеров (на колесах), но они пока не особенно популярны в нашей стране.
Цимлянским яхтсменам в этом плане крупно повезло: о буерном спорте они знают не понаслышке. Ребята умеют управлять буером, участвуют в местных соревнованиях, даже собрали два буера под руководством тренера Бориса Филипповича Абрамчук. Он в этом деле «бывалый». Первый буер с ребятами он собрал еще в 1988, больше 30 лет назад, тогда ребята были крепкие и сильные, а буера - большие и тяжелые. Сейчас ребята собирают буера модели «Ледовый Оптимист», с таким легко справится даже пятиклассник!
На одном из таких «Уроков мужества» ребята узнали о том, почему именно буера часто использовали для разведки, как буера помогали на "дороге жизни" и участвовали в разминировании акватории, оказывается, были даже буера, на которые можно было установить пулемет!
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БУЕРОВ ДО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
До революции Санкт-Петербург был центром буерного спорта России. В 1913 году буеров разных видов было более сотни. После революции буера не остались в забвении. В 1938 году ленинградские буеристы первыми встретили возвращавшихся героев-папанинцев. В том же году моряки Балтийского флота совершили 1000-километровый буерный поход по Онежскому озеру. Наконец, буера активно использовались во время советско-финской войны, когда яхтсмены на буерах несли дозорную, разведывательную и посыльную службу, обеспечивали связь между сигнально-наблюдательными постами. Этот бесценный опыт и решено было использовать.
О буерах применительно к развитию армии и флота вспомнили только в 30-х годах. Идея напрашивалась сама собой, тем более что многие офицеры Балтфлота занимались буерным спортом.
Затем на зимних учениях Балтийского флота несколько буеров попробовали использовать для связи и ледовой разведки. Она показали себя хорошо, но военные отнеслись к ним с осторожностью. Все-таки разведка и связь зависимость от ветра делала буеры менее привлекательным способом перемещения в зимний период. Тем более, что те же аэросани, модели которых активно разрабатывались в то время, выглядели априори более надежными. Поэтому до конца 30-х годов буеры привлекались к выполнению учебно-боевых задач в основном "по блату". Но, как правило, их активно применяли только те, кто занимался буерным спортом и представлял себе возможности наиболее эффективного использования буеров.
В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВО БУЕРОВ?
Основное преимущество буера – в скорости. Буер быстр и практически бесшумен, в отличие от аэросаней. Даже современные аэросани и суда на воздушной подушке с трудов могут соревноваться с буером в скорости, в ветреную погоду, разумеется. Все дело в вымпельном ветре: скорость движения аэросаней значительно снижается при движении против ветра, буер же, наоборот, используя силу ветра, только набирает скорость. Зимой 1939-1940 годов акваторию Финского была скована льдом от Ленинграда почти до Хельсинки. Это создало прекрасные возможности для использования буеров для проведения разведывательно-диверсионных и контрдиверсионных операций.
В штабе Балтфлота был сформирован буерный разведотряд. Реальная эффективность буеров поразила военное командование. Оказалась, что огромная акватория может легко контролироваться двумя-тремя буерными дозорами и при этом решать ряд взаимосвязанных задач. Во-первых, с берегового охранения можно было снять целые батальоны, которые заменялись мобильными контрдиверсионными группами, которые по мере необходимости перебрасывали буера. Отпала нужда в ведении воздушной разведки над озером, кроме того экономилось всегда нужное во время войны горючее.
Буер оказался идеальной машиной для скрытного подхода и выброски десантирования собственных разведывательно-диверсионных групп на берег противника. Боевое охранение финнов, как правило, действовало на аэросанях. На тот момент и советские и финские модели боевых «моторных саней» уступали буерам в скорости, хотя при непосредственном боевом соприкосновении буер ничего не мог противопоставить легкобронированным и вооруженным пулеметом аэросаням. Но подобных задач перед экипажами буеров никто и не ставил.
БУЕРИСТЫ НА ЗАЩИТЕ ЛЕНИНГРАДА
С наступлением 1941 года отряду зимней обороны, созданному на базе ОВР (охраны водного района), яхт-клуб ВЦСПС передал все свои буера. Были сформированы две мобильных группы по 100 человек в каждой. Одна группа имела 18 буеров, другая 16. И здесь надо особенно отметить, что массовость, о которой твердили в предвоенные годы, дала неожиданный результат. Самыми востребованными на войне оказались не буера-одиночки и «двойки», а тяжелые буера так называемого русского типа, спроектированные Н.Ю. Людевигом. Перед войной их еще называли учебными, иногда – прогулочными, теперь они стали парусными грузовиками. Боевой экипаж такого буера состоял из пулеметного расчета и рулевого. Также буер мог взять на борт 8–10 вооруженных винтовками бойцов.
Одним из первых на еще прогибающийся лед выскочил И.П. Матвеев, выскочил на том самом буере, на котором установил в 1939 году всесоюзный рекорд скорости. За чемпионом в дозор отправились другие бойцы «парусного фронта».
Вначале на выходы буеров немцы, казалось, и внимания не обратили. Может, просто не поверили своим глазам? Впрочем, покрашенные белой краской, с белыми парусами буера действительно трудно было заметить. Но фашисты быстро опомнились и начали встречать буера шрапнелью и пулеметными очередями, однако буера всякий раз уносились невредимыми.
Однажды буера прорвались к Петергофу. Надо было выяснить, не готовят ли немцы наступление прямо по люду, ведь до города напрямую всего 18 километров. Шли отрядом. Когда немцы открыли огонь, буера разошлись веером, а чемпионский буер И.П. Матвеева продолжал мчаться вперед. И проскочил сквозь огненный шквал! Оказалось, немцы устанавливают на льду близ Морского канала будки для наблюдения за движением по каналу наших ледоколов и других кораблей. Отчаянно маневрируя, Матвеев направил буер прочь от берега… Через несколько часов наблюдательные пункты немцев были уничтожены нашими самолетами.
Когда выяснилось, что по ночам фашисты, выходя из Петергофа, добираются до Морского канала, пробивают во льду лунки и ставят мины, на поиски их отправили буера. Яхтсмены обнаруживали лунки, а потом доставляли к ним минеров, которые подрывали мины с помощью глубинных бомб. И конечно же, буеристы занимались патрулированием. По словам Ю.А. Пантелеева, «за несколько десятков минут буера обследовали район, которые лыжникам пришлось бы обходить 5–6 часов».
Боевые выходы на лед Невской губы завершились с началом обильных снегопадов. Буеристы встали на лыжи, но вскоре поступил приказ перебазироваться на Ладожское озеро.
Был сформирован отряд из 19 буеров. Еще 19 буеров были в корпусе ПВО. Едва толщина льда достигла 10 сантиметров, яхтсмены получили задание произвести проверку состояния льда по всей трассе будущей Дороги жизни. Буера летели по льду со скоростью 80 км/ч, и трассу длиной 35 км проскочили меньше чем за полчаса.
Потом по дороге двинулся первый санный обоз. Немцы засекли его и накрыли артиллерийским огнем. Много лошадей пало. На льду лежали мешки с мукой. На помощь пришли яхтсмены. Мешки погрузили на буера, и те доставили их в Осиновец. Так что первое продовольствие в блокадный город по Дороге жизни пришло… под парусом.
Лед становился толще, и на него вышли автомашины. Немцы без устали обстреливали и бомбили Дорогу жизни. Грузовики то и дело проваливались в полыньи, образовавшиеся после взрывов и успевшие затянуться тонким ледком. Тогда перед обозами стали пускать буера, которые должны были размечать путь флажками и ацетиленовыми фонарями. Буера проваливались в майны, яхтсмены вытаскивали их и снова поднимали паруса.
Буера несли службу связи, разведки, доставляли через Ладожское озеро топливо машинам, застрявшим на ледовой дороге. На буерах перебрасывались регулировщики, работавшие на некоторых участках трассы, и на них же вывозили из блокадного Ленинграда женщин и детей. Когда уже через 20 минут люди оказывались на другой стороне озера, они отказывались верить, что все уже позади, они думали, их хотят бросить на произвол судьбы посреди озера. Но их вели в дом, где их ждало тепло, где их ждал хлеб…
За всю зиму ни один «ладожский» буер не был подбит. Был случай, когда немецкие истребители двадцать минут гонялись за двумя буерами, но вынуждены были убраться ни с чем, истратив весь боезапас. Такая вот маленькая победа на отдельно взятом участке фронта."
«Урок мужества» проведённый в яхт-клубе показал, что ребятам есть с кого брать пример и приносить пользу Родине свои спортивными результатами и достижениями.

Related Articles

Запрет на перевозку детей в старых автобусах снова перенесли

Академик РАН предрёк Югу России десять лет холодов

Президент РФ подписал закон о приеме в дружинники

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31